В случае свершившегося дорожно-транспортного происшествия любой потерпевший заинтересован в возмещении понесенного ущерба по ОСАГО. Однако зачастую автовладельцу приходится сталкиваться с недобросовестными страховыми компаниями, которые абсолютно не заинтересованы в этом. Чтобы подобные неприятные недоразумения свести к минимуму, нужно учитывать некоторые нюансы, касающиеся отношений между потерпевшим в ДТП и страховой компанией.

Страхователь фактически не имеет заинтересованности в соблюдении прав потерпевшего, поскольку его клиентом является виновник ДТП. То есть договор заключается между потенциальным виновником будущего ДТП, который платит страховой взнос, и страховой компанией. Потерпевший в глазах страхователя является лицом, которое попытается возместить ущерб за счет его компании (фирмы).

Следует заметить, что между страхователем и потерпевшим не существует документа (договора), позволяющего регулировать их взаимоотношения. Следовательно, нет механизмов, которые могут воздействовать на страховую компанию. Поэтому компания практически ничем не рискует, когда отказывается возмещать ущерб по ОСАГО, нанесенный потерпевшему их клиентом (или возмещает его в гораздо меньшем объеме). Максимум, что может сделать потерпевший — подать судебное заявление на страховую компанию с претензией, что ему не возмещен ущерб, нанесенный виновником ДТП, клиентом компании.

Чаще всего в такие непростые ситуации автовладельцы попадают из-за незнания законов, чем и пользуются недобросовестные компании страховщиков. Что нужно знать, чтобы суметь грамотно отстоять свои права в страховом случае?

При случившемся ДТП важно сразу проследить за его правильным оформлением.

Во-первых, на месте случившегося написать о происшествии на индивидуальном или общем бланке. Извещение лучше заполнить сразу, при необходимости, это можно сделать в последующие 5 дней.

Во-вторых, следует обменяться со вторым участником ДТП информацией о страховых компаниях (номера телефонов и страховых полисов).

В-третьих, если сразу на месте не удалось выявить нарушителя ПДД, о случившемся следует сообщить в компании страхователей обоих участников ДТП. Для этого можно использовать любой удобный способ: телеграмма, факс, уведомительное письмо. Следует быть готовым к обвинениям с противоположной стороны. В случае несогласия с ними в компанию страховщиков обвиняемой стороны впоследствии может поступить жалоба.

В-четвертых, если установлен нарушитель, потерпевшему в страховую компанию виновника по почте следует переслать письмо, содержащее справку от ГАИ и извещение о ДТП. Важно сохранить документы, которые подтвердят факт выполненной отправки.

В-пятых, виновнику ДТП следует отправить извещение о происшествии в свою компанию страховщиков.

Своевременное получение необходимых документов в дальнейшем поможет защищать и отстаивать интересы участников происшествия. Какие документы нужно запрашивать?

В первую очередь это оригиналы справок, на которых обязательно должны присутствовать мокрые печати ГАИ: форма 12 (с указанием всех повреждений, полученных в ДТП); форма 31; объединенная справка, заменяющая 12 и 31 формы. Кроме того, запрашивается копия протокола, составленного на месте ДТП. Если выносилось постановление о правонарушении, необходимо также взять его копию.

Правильные, грамотные действия в совокупности со знанием закона будут способствовать справедливому разрешению вопроса, связанному со страховым случаем, участником которого может невольно оказаться каждый.